«УДИВИТЕЛЬНО, КАК МНОГО ВЫ МОЖЕТЕ СОВЕРШИТЬ, ЕСЛИ ВАМ ВСЁ РАВНО, КОМУ ДОСТАНУТСЯ ПОЧЕСТИ».
А. Линкольн.
Глава 16
Продукция
Продукция - смысл существования предприятия. Это может быть товар, услуги, идеи, но это всё должно всегда оставаться смыслом существования предприятия. Если продукцию что-нибудь вытеснит на второй план, начнётся упадок предприятия.
Чаще всего продукцию вытесняет прибыль. Нельзя сказать, что прибыль не нужна для предприятия. Но она не должна становиться для предприятия единственной целью. Детройт управлял автомобильным миром только тогда, когда был движим любовью к автомобилям. Когда финансисты получили контроль над Детройтом и поставили главной задачей получение прибыли, началось падение американского лидерства в этой отрасли. Эти люди были необходимы промышленности для того, чтобы увеличить эффективность, но ошибкой было позволить им взять её полностью под их контроль. Они низвели большое искусство до простого ремесленничества, что противоречит душе Америки.
Душа Америки тесно связана с завоеваниями и приключениями. Это не империалистический тин завоевания, это большое желание достигнуть новых границ. Без ведения и достижений новых границ у нас падают показатели. Американцы превосходят других в производственной деятельности только в том случае, если этот процесс, так или иначе, отождествляется с выходом к новым границам, а не просто к набиванию карманов деньгами. Прибыль сама по себе поверхностная и не вдохновляющая цель для производителей, которые представляют собой одну из важнейших слагаемых успеха.
Верность первой любви
Генри Форд как никто в истории оказал влияние на мир. Он усовершенствовал производство до такой степени, что стала возможной модернизация, которая пронеслась по всему миру Его ведение поддерживалось любовью к автомобилям и стремлением сделать их дешёвыми и доступными для большинства людей. Но Генри Форд отпал от благодати и его больше стал занимать процесс изготовления автомобиля, а не сам автомобиль. Он всё время модернизировал сборочный конвейер, делая его более быстрым и эффективным. Все получили пользу от этого, но при этом он перестал модернизировать автомобиль.
«Дженерал моторе» копировал автомобили «Форд», но в то лее время стремился производить усовершенствованные автомобили. Неизвестная фирма «Дженерал моторе» быстро превзошла «Форд» и в течение долгого времени доминировала на рынке. Они не забывали, зачем они производят автомобили, во всяком случае, до тех пор, пока контроль не перешёл к финансистам. Когда вы теряете вашу первую любовь, останавливается процесс роста и начинается процесс умирания.
Мы можем производить простые, незначительные вещи, но мы никогда не должны думать о них, как о простых. Если мы что-то производим, мы должны гордиться этим, и таким образом мы будем вдохновлять наших рабочих. Вспомните слова Мартина Лютера Кинга: «Вы всё должны делать так, как будто это самая важная работа на земле. Если вы подметаете улицы, вы должны подметать их так, как рисовал Микеланджело. Если вы лучший в том, что делаете, даже если вы просто подметаете улицы, тогда люди протопчут дорожку к вашим дверям, чтобы посмотреть, здесь ли живёт лучший в мире дворник». Как сказал царь Соломон: «Квалифицированный мастер не будет стоять перед простыми людьми, но будет сидеть в присутствии королей». Не имеет значения, что вы делаете, если вы делаете это всем вашим сердцем день за днём - вы вдохновите людей, которые находятся вокруг вас. При этом мало что может помешать вам достичь вершины.
Независимо от того, насколько замечательная ваша продукция, и каким спросом она пользуется на рынке, если вы постоянно ищете возможность её усовершенствовать, вы тем самым посылаете мощное послание по всем закоулкам вашего предприятия. Такое отношение подействует на людей больше, чем большие премии.
Работа любого человека - его собственная продукция. Всякая продукция должна считаться важной. И это для человека самая большая награда. Если важна любая индивидуальная продукция, тем более важна продукция всего предприятия. Независимо от нашего положения на предприятии верность этому принципу гарантирует вам успех и делает вас настоящим лидером. Если вы лидер и ваше предприятие составлено из лидеров, то ваша продукция будет ведущей в своей области.
Два великих лидера
После того, как я оставил службу, в течение двух лет я учился на плотника. Мне посчастливилось работать с большим мастером, которого мы называли «Старый Джо». Страна тогда переживала экономический спад. Однажды я заметил, что это может отразиться и на нашей работе. Джо возразил, сказав: «Хорошего плотника спад не касается». Он рассматривал спад, как здоровое очищение и сокращение торговли, возможность произвести сокращение менее квалифицированных работни-
Этот человек пережил депрессию и множество спадов, но почти не заметил их, поскольку он строил дома так, как Микеланджело рисовал картины. Он взял трёх учеников и привил такую любовь к плотницкому делу, что каждый день, когда наступало пять часов, мы огорчались, потому что пора было остановиться. Мы не могли дождаться утра, чтобы опять начать работу. Мы делали работу хорошо, но всё равно стремились сделать её ещё лучше.
Я знал многих известных лидеров, но немногие впечатлили меня так, как тот старый плотник. Я буду всегда помнить его как великого человека и великого лидера. Великим его сделала его продукция. Каждый человек, в конечном счёте, определяется по его продукции. Разве не это имел ввиду Иисус, когда сказал: «По плодам их узнаете их»? Каждый человек, в конечном счёте, становится известным тем, что он производит и оставляет после себя.
Несколькими годами позже я стал инструктором полётов. Я считал себя одним из лучших американских пилотов. В то время я встретил пилота по имени Джо Логан. Он был владельцем компании «Североамериканские воздушные доставки» и пилотом транспортной авиации с мировым именем. За свою жизнь он летал более чем на ста маленьких одномоторных самолётах через Атлантический океан, в такие места, как Саудовская Аравия и Южная Африка. Израиль, который как считается, располагает лучшими военными пилотами в мире, однажды пригласил его, чтобы он тренировал лучших лётчиков.
Во время нашего первого совместного рейса я решил, что преподам Джо несколько уроков о полёте. Не успели мы оторваться от земли, как он закричал, что я недостаточно ровно веду самолёт, и взял на себя управление. После того, как я подавил свой гнев, я начал наблюдать за ним. Через некоторое время я решил, что не заслуживаю звания даже частного пилота. Я не говорю уже о квалификации пилота коммерческой авиации или инструктора по полётам. Я никогда не видел такую точность и знание воздуха и самолёта. Позднее я тренировал пилотов, чтобы им присвоили определённый класс, работал с лётчиками, которые считались первоклассными истребителями, но никогда не встречал такого, как Джо. Однажды он поделился секретом своего умения.
Транспортная авиация - это десятки часов невыносимой скуки, изредка прерываемых короткими вспышками откровенного страха. В одном из первых рейсов Джо решил, что он не собирается просто сидеть и, сложа руки следить за приборами, предоставив всю работу автопилоту. Он решил, что использует это время, чтобы стать хорошим пилотом. Джо начал совершать эти полёты не включая автопилот. Он установил в кабине доску, и когда во время полёта отклонялся от курса больше, чем на пять градусов, или от положенной высоты больше, чем на пятьдесят футов, или когда гирокомпас показывал недостаточную точность манёвра, он ставил на доске отметку. После первых полётов на доске было несколько сотен отметок. Многие пилоты сочли хорошим показателем уже то, что он вообще долетел до места назначения. Джо решил, что каждый раз, когда он войдёт в кабину самолёта, он не только улучшит счёт, но и станет лучшим пилотом. После одного из последних полётов он имел только две отметки, но он всё ещё не был удовлетворён. Никто об этом не знал. Никого это не волновало, кроме Джо. Он решил стать самым лучшим пилотом.
Ваша продукция - это вы
Ваша продукция - это продолжение вашей души. Если вы управляете большой корпорацией, значит всё, что она делает - это вы. Если вы управляете маленьким магазином, ваша работа - это вы. Если вы сторож, вы можете вдохновить работников компании своим стремлением к совершенству. Если вы домохозяйка, то, как вы управляете свои домом, может передать вашим домашним целенаправленное ведение. Великая библейская истина гласит: что посеешь, то и пожнёшь. Если вы неустанно делаете добро, вы, в конечном счёте, будете вознаграждены.
Фундамент величия
Одна из основных причин, из-за которой рушится бизнес, состоит в том, что многие начинают дело просто для того, что бы стать начальником. Это не серьёзное основание для того, чтобы открыть предприятие. Такое начало редко имеет необходимую мотивацию, которая поможет преодолеть препятствия и устранить проблемы, а тем более добиться успеха. У большинства людей есть бунтарские мысли, из-за них люди делают ошибки. Они просто не хотят оставаться середнячками. Те, кто не стремятся повысить свой уровень, большинство своего свободного времени проводят в мечтаниях о больших победах. Но если мы действительно хотим сделать свою жизнь действительно значимой, надо отказаться от иллюзий, что простое стремление к величию сделает вас великими. Те, кто оставили отпечаток в истории, всё своё внимание направляли не на себя, а на продукцию.
Те, кто ищут величия - эгоцентричны. Когда эгоцентричный человек с большим самомнением берёт в свои руки власть, он становится тираном и бедствием для истории. Карьеризм и гордость делает человека мелким и ничтожным.
Истинное величие приходит только тогда, когда человек концентрирует свою любовь и внимание не на себе. Для Моисея имело большое значение освободить людей от рабства, чтобы они могли свободно поклоняться Богу. Для Сократа это было знание. Для Микеланджело это была живопись, выражающая истину. Для Льва Толстого это была литература, которая описывала истину. Для Эйнштейна это была наука, которая объясняла «разум, самовыражающийся в природе». Для Иисуса это было искупление людей от греха, чтобы они могли примириться с Богом и достичь положения и величия, для которых Он создал их. Каждый, кто оказал положительное влияние на человеческую историю, придавал большое значение цели и продукции, а не собственному самовыражению. Сосредоточенность не на себе, а на чём-то, даёт силу изменить обыденность на мощный рычаг человеческого прогресса.
Всё, что мы делаем, мы должны делать хорошо. Если мы что- то делаем плохо, мы должны решить, что мы сделаем всё, чтобы начать делать хорошо. Тому, что мы делаем, надо отдавать всё своё сердце. Величие рождается не из желания быть великим, а из желания и решительности поднять что-то на более высокий уровень. Независимо от того, кем мы являемся, каким уважением пользуемся и какое положение заниманием, если мы определили цель и направили на неё всё своё внимание и все свои усилия, мы добьёмся успеха. Тот, кто занимается незначительной работой и поднимает её до уровня значимости, - это художник, заслуживающий всемирного признания, точно такого же, как заслуживает великий лидер.
Практические правила успеха продукции
Первый шаг, который надо сделать, чтобы ваша продукция стала успешной, это чтобы продукция стала вашей страстью. Если вы не любите вашу продукцию, вряд ли она понравится кому-то ещё. Страсть настоящей любви заразнее любой болезни. Если вы испытываете страсть к своей продукции, ваша страсть перейдёт к другим. Виктор Киам до такой степени полюбил бритву «Ремингтон», что купил всю компанию. Коммерческий успех определялся его страстью к бритве, эта страсть продала больше бритв, чем это могла бы сделать низкая цена или высокое качество.
Следующий принцип: свою продукцию надо сделать полезной, но если возможно, необходимой. Продукция должна быть нужной. Джордж Вашингтон Карвер взял арахис, на который почти никто не обращал внимание, и сделал его полезным. Жизнь Вашингтона - доказательство того, что не имеет значения насколько незначительная наша продукция или услуги. Если мы достаточно преданны, мы сможем найти такие применения своей продукции, которые поднимут её ценность. При создании продукции и в её применении должен проявляться творческий потенциал.
Следующее правило: чтобы ваша продукция пользовалась успехом, у неё должна быть разумная цена. Чем более разумная цена, тем более успешными вы станете. Устанавливать цену следует исходя из того, что мы должны получить, а не что мы можем получить. Если вы пользуетесь преимуществом существующей в данный момент монополии или крайней нуждой в вашей продукции и выжимаете из покупателей всё, что можно выжать, вы на какое-то время удерживаете их, но в будущем вы их потеряете, потому что они могут найти другого производителя. Алчность убивает производство. Стричь овцу вы можете много раз, а вот кожу смять с неё вы можете только один раз.
Если вы думаете, что это звучит идеалистически, я вам скажу, что до определённой степени вы правы. Идеализм может быть иллюзией, которая ведёт к угасанию, но отсутствие идеализма может привести к исчезновению. Если вы отказались от идеализма ради выгоды, вы потеряете человечность и возможность стать значимой личностью.
К сожалению, за границей многих бизнесменов и должностных лиц из Соединённых Штатов называют «отвратительными американцами». Мало того, что мы были высокомерными и самонадеянными, мы ещё, чтобы прикрыть недостаточное качество своей продукции, применяем обман и оказываем давление. Это может работать некоторое время, но в конечном итоге завершится крахом.
Ещё несколько десятилетий назад американцев считали честными и открытыми людьми, которые утверждают сделку обычным рукопожатием. Затем в душу нации проникла тонкая форма легализма, и всё легальное стало считаться правильным. Если историки будут описывать взлёты и падения Америки, они обнаружат, что этот искусный обман стал топором, который срубил это большое и могучее дерево. Если мы не примем меры и не произведём существенные изменения, слова «сделано в
Америке» вскоре станут синонимом низкого качества, завышенной цены и обмана вместо честности. Если вы нацелены на то, чтобы получить как можно больше, вы - враг человечества. Подобно Иуде, вы получите свои серебряники, но потеряете душу.
Уинстон Черчилль заметил, что: «Если человек в двадцать лет не либерал, а в сорок лет он не консерватор - значит, он не имеет никакого мнения». Но если в сорок один год он потерял своё сердце, его разум не сможет правильно функционировать. Настоящая честность имеет равновесие между идеализмом и прагматизмом. Для того, чтобы тело правильно функционировало, ему требуется сердце и разум. Но, к сожалению, стрелка часто отклоняется в сторону прагматизма. Мы должны остановиться и задуматься над целью, ради которой мы предлагаем свою продукцию. Мир действительно хочет любить и уважать американцев, но основания для этой любви должны дать они сами.